Типы детей с учётом биоритмологической активности.
«Жаворонки» -рано встают.У них хорошее настроение.Они веселы, бодры, активны.В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. Дети бысторо устают,с трудом воспринимают происходящее.К вечеру они вялы, сонливы, капризны,рано ложатся спать.
Свернуть/Развернуть
«Совы» -полная противоположность «жаворонкам».Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают.Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом.Но во второй половине дня активность их возрастает,они преображаются, охотно выполняют задания,легко с ними справляются. Вечером они возбуждены,трудно засыпают.
У «голубей» отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков».У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы,они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для голубей редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.
Десять советов родителям
Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.
Свернуть/Развернуть
Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.
Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.
Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).
Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.
Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.
Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.
Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).
Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.
Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).
Здоровое детское питание
10 способов воспитать у детей правильное отношение к пище.
Один из самых важных шагов в воспитании здорового ребенка - это организация правильного питания дома. Для начала, правильно подбирайте пищу и помогите ребенку выработать положительное отношение к здоровой пище. Дети должны этому учиться в первую очередь на вашем примере.
Свернуть/Развернуть
Вот 10 советов, как приучить детей есть здоровую пищу. Их дает д-р Мелинда Сотерн, соавтор книги "Здоровые дети" и директор лаборатории по предотвращению детского ожирения при государственном университете Луизианы.
Не ограничивайте детей в еде. Это увеличивает опасность того, что у детей разовьется булимия или анорексия в старшем возрасте. Это также может негативно отразиться на общем росте и развитии ребенка.
Всегда имейте под рукой здоровую пищу. Дети едят то, что попадается под руку. Всегда имейте на столе вазу с фруктами, не прячьте ее в холодильник. Старайтесь всегда сами перекусывать яблоком. "Ваши действия говорят громче любых слов", - говорит Сотерн. Помните, дети могут выбирать только из того, что есть в доме.
Не разделяйте еду на "хорошую" и "плохую". Вместо этого, найдите связь между едой и тем, что важно для вашего ребенка, например, спортом или внешним видом. Пусть дети знают, что белок в индюшатине или кальций в молочных продуктах улучшают их спортивные результаты, а антиоксиданты в овощах и фруктах придают блеск коже и волосам.
Поощряйте здоровый выбор. Хвалите детей за то, что они выбирают здоровую пищу.
Не ворчите по поводу нездоровой пищи. Не обращайте внимания, если дети выбирают нездоровую пищу. Если ваш ребенок всегда хочет жирную, жареную пищу, направьте его выбор в правильное русло. Попробуйте запечь картофельные палочки в духовке (сбрызнув их небольшим количеством масла) вместо того, чтобы покупать ему чипсы. Или, если ваш ребенок хочет конфеты, приготовьте свежую клубнику, обмакнув ее слегка в шоколадный соус. Нет времени? Тогда всегда держите дома сладкие сухофрукты.
Никогда не используйте еду в качестве вознаграждения. Это может создать проблемы лишнего веса в более поздние годы. Вместо этого, поощряйте детей чем-то конкретным и забавным - например, прогулкой в парке или игрой на свежем воздухе.
Собирайте всю семью вечером за обедом. Сделайте это вашей семейной традицией. Исследования показывают, что дети, которые обедают за столом вместе с родителями, лучше питаются и меньше подвержены проблемам в подростковом возрасте. Начните раз в неделю и дойдите до 3-4 раз, превратив такие обеды или ужины в привычку.
Раскладывайте еду на тарелки на кухне. Там вы можете положить здоровые порции на каждую тарелку. Дети научатся понимать, что такое нормальна порция.
Вовлекайте детей в процесс принятия решений. Попросите детей попробовать всю еду на тарелке и оценить ее. Если здоровая еда, особенно некоторые овощи, получает более высокую оценку, подавайте ее чаще. То, что дети не любят, готовьте реже. Это позволяет детям принимать участие в принятии решений по поводу пищи.
Советуйтесь с детским врачом. Если вы хотите помочь вашему ребенку похудеть, набрать недостающий вес или собираетесь внести значительные изменения в его диету, обязательно посоветуйтесь сначала с врачом. Никогда сами не ставьте ему диагноз слишком толстого или слишком худого.
"Речь идет о постепенных изменениях. Ничто не происходит за один день. От родителей требуется много усилий, настойчивости и терпения, - говорит Сотерн. - К сожалению, все, что происходит за пределами нашего дома, способствует тому, что ребенок набирает лишний вес. Как только дети выходят из дома, тут же появляются люди, которые пытаются заставить их есть слишком много".
Но основы правильного питания, которым вы научите детей дома, защитят их на всю жизнь.
Сеансы здоровья
Многие дети часто и длительно болеют. Но всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, плохо развиты физически. Маленький - значит слабый - считают родители - его надо охранять, защищать, оберегать.
Свернуть/Развернуть
Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, способствует развитию и совершенствованию речевого аппарата ребенка, стимулирует развитие центральной нервной системы.
Правильно организованное физическое воспитание, способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Укрепляется воля и вырабатывается характер.
Есть целая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к действию метеорологических факторов.
Только рационально осуществляемый совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей комплекс воспитательных и профилактических мер может обеспечить укрепление здоровья растущего организма.
Поэтому есть необходимость в составлении и оформлении карты «Биологический портрет ребенка», которая заполняется в начале года с дополнением в конце учебного года.
В карту физического развития ребенка входят: антропометрические данные, показатели физической подготовленности детей, биологический портрет ребенка.
При составлении биологического портрета ребенка, необходимо уделить особое внимание знаниям психологии и педагогики, а именно:
- Знак зодиака (гороскоп)
- Психотип (психология)
- Тип суточной активности (кто как засыпает)
- Цветотип (какой цвет выбирает)
Работа с детьми по оздоровлению проводится в индивидуальной форме. Из группы выбирается часть детей по разным показаниям - слабо развитые мышцы ног, рук, часто болеющих детей на основании медицинских показаний и старшей медицинской сестры детского сада.
В индивидуальной работе можно использовать разнообразные методы и приемы, направленные на укрепление здоровья ребенка, а именно:
- Упражнения по профилактике плоскостопия
- Комплекс упражнений для ушных раковин
- Оздоровительные упражнения для шей
- Оздоровительные упражнения для горла
- Массаж головы
- Массаж лица
- Точечный массаж (лицо, руки)
- Массаж шейных позвонков
- Дыхательные упражнения
- Логоритмические упражнения
«Дни здоровья» проводятся 1 раз в месяц, утверждённые заведующей и старшей медицинской сестрой. Иногда используются только элементы раз в день или 1 раз в неделю. «День здоровья» проводиться в следующей форме:
- Хороводные игры
- Утренняя гимнастика
- Элементы корригирующей гимнастики
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Бодрящая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Беседы и рассматривание иллюстраций (о здоровье, природа + дети, доктор, больница)
- Наблюдения на прогулке, в группе из окна
- Подвижные игры с использованием атрибутов: куклы, маски, наряды себе и детям.
- Чтение произведений К. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
- Ходьба босиком по дорожкам
- Ходьба по мокрым дорожкам, холодным, теплым, мокрым и сухим.
- Элементы массажа ушей, головы, рук, ног
- Точечный массаж.
- Экскурсии на природу. (по возможности)
- Закаливание организма с помощью продуктов питания.
- Закаливание организма травами (закаливание традиционными и нетрадиционными формами).
- Сон под музыку.
- Полоскание горла настоями трав (индивидуальная работа с родителями).
- Прием витамин (индивидуальная работа с родителями).
- Умывание холодной водой + обтирание торса
- Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры после еды.
- Психогимнастика.
- Длительное пребывание на свежем воздухе, сон в хорошо проветриваемом помещении.
«Сеанс здоровья»
Сеанс здоровья состоит из 4х частей:
- Дыхательная гимнастика.
- Охрана зрения:
- гимнастика для глаз
- снятие усталости этюд «горящая свеча» (рассказывание сказки).
- Упражнение на расслабление всего организма.
- Пение колыбельных песенок.
Сеанс здоровья проводится во 2-ой половине дня, в конце рабочей недели, чтобы снять у детей нервное напряжение и настроить на отдых в выходные дни.
Своеобразный «Сеанс здоровья» можно провести в домашней обстановке, с активным использованием разнообразных полезных и нужных продуктов питания.
Такие дни здоровой пищи можно проводить и в условиях детского сада 1 раз в квартал, утвержденные заведующей и старшей медицинской сестрой, составлять меню с наибольшим добавлением сока, фруктов, овощей.
Систематическое проведение «Дней здоровья» дает положительные результаты, как в развитии, так и в оздоровлении ребенка.