Шахматная школа
Здесь расположена информация о работе группы по обучению детей игре в шахматы
Девиз:
Ни шагу назад,
Ни сколько на месте,
А только вперед
И только все вместе.
Руководитель: Николаева И.В.
Обучение детей в игре в шахматы в средней группе
Цель: посредством шахматной игры способствовать умственному и духовному развитию детей. Своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия их творческого потенциала.
Свернуть/Развернуть
Задачи:
- Формировать умение классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление, простейших графических умений и навыков.
- Учить узнавать и выделять объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться); собирать объект из готовых частей (синтезировать); расчленить, выделять составные части (анализировать); видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
- Закреплять сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно.
- Развивать ориентировку на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т.п.); понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п.
- Развивать начальные графические навыки: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).
- Учить устанавливать простейшие математические связи между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные отношения, пространственные, процессуальные (связь между изменением количественной характеристики ситуации с ее символическим описанием, т.е. выбор действия)
- Учить производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу.
- Учить абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форму и количество).
- Развивать анализ строения простых объектов, выделяя существенное для выполнения задания соотношение их частей.
- Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
- Формировать внимание, умение работать по образцу.
Условия реализации
- Занимательные игры по игре в шахматы проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.
- Продолжительность - 20 минут.
- Количество мероприятий в год: - 34
- Количество детей: 22 человека.
Этапы реализации программы для средней группы: 1 год
Учебный план охватывает 3 блока:
- шахматная доска,
- шахматные фигуры,
- начальная расстановка фигур,
- Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
Обучение детей игре в шахматы в дошкольных образовательных учреждениях
Занятия шахматами с детьми дошкольного возраста на базе детских садов способствует решению ряда государственных задач, поставленных законом «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга» и позволяет:
- массово приобщить детей 4-6 летнего возраста к шахматной игре; (4-6 лет - наиболее благоприятный возраст для начала занятий шахматами)
- посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей; (Занятия шахматами способствуют умственному и духовному развитию дошкольников. Через игровую деятельность происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, закладываются черты характера будущей личности).
- своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия ИХ творческого потенциала; (Уровень развития современных дошкольников намного выше уровня двадцати-тридцатилетней давности, и растет ежегодно, что вызывает необходимость более ранней общеобразовательной и частично даже профессиональной шахматной подготовки)
- приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту; (Дети участвуют в своих первых соревнованиях — личных первенствах района и города для детей до 6 лет, командных первенствах для детских садов, турнирах выходного дня, семейных турнирах и т.д.)
- охватить детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; (Занятия проводятся для всех детей, посещающих ГДОУ. Из бесед с родителями стало известно, что некоторые дети по социальным причинам не имеют возможности посещения занятий в рамках сети платных образовательных услуг или родители не могут сопровождать детей на занятия в другие образовательные учреждения)
Особенности обучения игре в шахматы дошкольников
Основная форма занятий с дошколятами – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.
Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине занятия – физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное.
Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом. И двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Малыши с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.
Положительные стороны обучения шахматам детей дошкольного возраста
Шахматы в детских садах положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Новизна
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.
В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- Правильно располагать фигуры перед игрой;
- Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- Решать простые шахматные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Гимнастика для ума
«Шахматы – это пробный камень человеческого ума»
И.В.Гёте
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.
Свернуть/Развернуть
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы-одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы- спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры.
Цель игры: захватить в плен неприятельского короля - говорят поставить королю мат.
Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Считается, что шахматы возникли около 2000 лет назад в Индии. Название происходит от персидского «шах мат», что означает «король умер» - конец игры. Постепенно шахматы стали популярны.
Собственно, игра в шахматы направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Часто педагоги и родители задумываются, есть ли смысл учить малыша такой сложной игре до первого класса? Ответ на этот вопрос един – надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.
- Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. X. Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский – в 6, А. Алехин и М. Таль – в 7.
- Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
- Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания.
Вы замечали, как играют дети в 5 лет? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Подытоживая работу с детьми 6–7 лет, посещавшими «Школу шахмат», В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
В д/с «Буратино» работает кружок «Белая ладья». Наша цель не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры. В процессе такого знакомства малыши получат небольшие исторические сведения, узнают о шахматной доске, секретах шахматных фигур, правилах игры, важнейших терминах, этике борьбы за клетчатой доской.
Для закрепления учебного материала после каждого занятия введена рубрика "Шахматные загадки".
- "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
- "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
- "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
- "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
- "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
- "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
- "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
- "Что общего? " Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
- "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
- "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
- "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
- "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
- "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
- "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
- "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
- "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
- "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
Продуктивная деятельность «Шахматные фигуры»
Объяснение нового материала
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Первые самостоятельные ходы