Совместная деятельность воспитателя и детей
«Путешествие в шахматную страну»
|
Тема занятия
|
«Путешествие в шахматную страну»
|
Классификация мероприятия в системе образовательных мероприятий
|
Совместная деятельность воспитателя с детьми по реализации рабочей программы «Белая Ладья», раздел «Шахматные фигуры» в средней группе построена в форме путешествия в Шахматную страну с учетом ведущей игровой деятельности. Под руководством педагога, воспитанники закрепляют знания о шахматных фигурах, закрепляют умение и полученные знания о начальном расположении фигур, умение ориентироваться на поверхности шахматной доски.
|
Тип мероприятие
|
Развивающее
|
Краткая характеристика группы
|
Дети средней группы (4-5 лет), со смешанным типом восприятия. У детей сформированы первичные представления о названии и начальном положении шахматных фигур, их сравнительной ценности, о шахматной доске. Планируемое мероприятие позволит заинтересовать детей, раскрыть их внутренние резервы, повысить мотивацию к познанию.
|
Цель
|
Создание условий для развития у детей интереса и эмоционально-положительного отношения к шахматной игре.
|
Задачи
|
Образовательные:
- систематизировать знания детей о названиях шахматных фигур и пешек, начальном расположении на шахматной доске;
- упражнять в сравнении фигур между собой, в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными.
- формировать представления о шахматных дорожках: горизонталь, вертикаль, диагональ;
- закреплять навыки детей видеть всю шахматную доску, а также отдельное поле, овладение пространственным ориентированием на плоскости;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять признаки объектов;
- развивать логическое мышление;
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности на основе деятельностного подхода.
- развивать начальные формы волевого управления поведением.
- формировать заинтересованность выразительно читать стихи.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность, самостоятельность;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
|
Методы и приёмы руководства, используемые в ходе занятия
|
наглядные (интерактивная презентация «В мире шахматных фигур», демонстрация шахматных фигур).
игровые (игровая мотивация, создание проблемной ситуации, инсценировка, введение соревновательных элементов);
словесные (стихотворения «В мире шахматных фигур», загадка «Шахматы», беседа о шахматных фигурах, пояснения к дидактическим играм, инструкция, вопросы);
практические (дидактическая игры, упражнение, разноуровневые задания игрового характера, направленные на закрепление знаний о названиях шахматных фигур и их начальной позицией, знаний о шахматной доске).
|
Словарная работа
|
Активный словарь: Шахматные фигуры: Ладья, Ферзь, Конь, Пешка, Слон, Король, вертикаль, диагональ, карта, башня, королева.
Пассивный словарь: полки, штыки, копыта, сёдла, уздечки, лучник, королевство, белопольный, чернопольный.
|
Тема: "Литературный калейдоскоп"
НОД (по сказкам А.С.Пушкина)
Цель: Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина через различные виды детской деятельности.
Задачи: Способствовать развитию творческого потенциала и способности творческого самовыражения: самостоятельно подбирать материал для выполнения поделок; развитию мелкой моторики, в процессе продуктивной деятельности. Создание благоприятных условий для: пополнения и активизации словаря детей, грамотных и аргументированных ответов на вопросы; составления сказок в логической последовательности с помощью пиктограмм; звуковой анализ слов; обобщения и простейших умозаключений и выводов. Развивать интеллектуальные предпосылки учебной деятельности. Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности. Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, культуру общения, доброжелательность к взрослым и сверстникам.
Предварительная работа: Чтение сказок А. С. Пушкина, заучивание отрывков, рассматривание иллюстраций к сказкам, слушание в аудиозаписи сказок А.С.Пушкина. Художественное творчество детей, составление кроссвордов по сказкам. Оформление тематических выставок книг. Просмотр м/ф по сказкам. Раскрашивание иллюстраций с персонажами. Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.
Последующая работа: письмо родителям, открытая площадка (игры, наблюдения, экспериментирование).
Активизация словаря: Комплимент, ядра - чистый изумруд, краса, пристань, хрустальный дом.
Материалы и оборудование: Электронные образовательные ресурсы, сундучок, клубок, авторские стенды: «Я выбираю», «Модель трёх вопросов».
Методы и приёмы: словесные - беседа, объяснение; игровые – пальчиковые игры; наглядные – показ иллюстраций, наблюдения, показ способа действия; практические – трудовые действия, художественно-творческие.
Тема: «К нам пришёл зайка»
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество
Цель: Расширение представлений о приспособлении животных к сезонным изменениям в природе.
Задачи:
- Расширять представления о приспособлении животных к сезонным изменениям в природе.
- Закрепить у детей представление о диком животном- зайце, его внешнем виде, питании, образе жизни.
- Развивать речь детей, отвечать на вопросы при рассматривании игрушки, активизировать употребление глаголов, называя действия; образовывать уменьшительно – ласкательное название животного, используя суффиксы (-онок, -ишка, -инька и др.). Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость и желание общаться. Акцентировать гендерные особенности мальчиков и девочек.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, навыки культуры поведения.
Свернуть/Развернуть
Предварительная работа:
- Разучивание игровых упражнений: «Зайка беленький сидит», «Зайчик».
- Аппликация по темам: «Лето в лесу», «Зимний лес».
- Рассматривание иллюстраций «Дикие животные зимой и летом».
Материал: Игрушка-зайчик, пейзажи - зимний и летний, карточки-зайчики (белые и серые) на каждого ребёнка, 2 предметные картинки с контуром серого зайчика, шарики из бумажных салфеток, салфетки из ткани - синяя и красная.
Активизация словаря: активизировать речь детей, побуждая повторять слова за воспитателем.
Обогащение словаря: пушистая шубка, серая шёрстка, зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка.
Ход занятия: Дети стоят возле воспитателя.
В-ль: Посмотрите, кто же к нам сегодня прилетел на воздушном шарике? Зайчик.
Потрогайте его, погладьте его, рассмотрите его.
Его зовут Ушастик. Поздоровайтесь с ним. Здравствуй Ушастик.
В-ль: Давайте назовём его ласковыми нежными словами. зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка. А теперь присаживайтесь на стульчики.
В-ль: Вам нравится Ушастик? Да.
Давайте про него расскажем. Чем он вам понравился, какой он? Какая у него шёрстка? Маша, подойди к зайчику, потрогай, погладь его и скажи, какая у него шёрстка? Серая, пушистая, мягкая, тёплая.
В-ль: А уши, какие? Подойди, Петя и расскажи, какие у него уши? Длинные.
В-ль: А какой хвост? Маленький, пушистый, короткий.
В-ль: А теперь послушайте стихотворение о зайчике:
А у кочки под кусточком
Белый заинька сидит
Хвостик у него дрожит.
В-ль: Ребята! Давайте покажем язычком, как дрожит хвостик у зайчика.
Упражнение “Зайкин хвостик”, (артикуляционная гимнастика). Приготовим язычок (движение языка вправо – влево).(3раза).
В-ль: А теперь расскажите про глазки? Дима, скажи какие у зайчика глазки. Чёрные, блестящие, весёлые.
В-ль: Носик? Розовый, маленький, круглый.
В-ль: Где живёт зайка? В лесу.
В-ль: Скажите ребята, у нашего зайчика всегда была такая белая шёрстка? Нет. Правильно. Сейчас какое время года? Зима.
Правильно. И наш зайчик надел белую шубку. А какого цвета была его шёрстка летом? Серая.
Правильно, серого цвета. Почему же он сменил свой наряд и стал белым? Чтобы его не нашли дикие звери.
В-ль: Действительно, посмотрите, как хорошо видно в зимнем лесу серого зайчика. (В-ль показывает картинку серого зайчика на фоне зимнего пейзажа.)
В-ль: Как зайчику жить в зимнем лесу? Как от врагов спасаться? Поэтому он меняет свою тонкую серую шёрстку на зимнюю тёплую и белую шубку. (Показ белого зайчика на фоне зимнего пейзажа).
В-ль: Ушастик обрадовался, ему очень понравилось, как вы про него рассказывали, он говорит вам спасибо и хочет поиграть.
Игровое упражнение «Зайчик». (мелкая моторика)
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок
Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …
Будут лапками стучать
Постучали, постучали и устали
Сели отдыхать.
2. Игровое упражнение: «Где, какой зайчик живёт?» (В-ль показывает картинки зайчиков по количеству детей – серых и белых.)
В-ль: А теперь садитесь все удобно. Сейчас трудное задание, так что слушайте внимательно. Эти зайчики, и серые, и белые потерялись и не знают, в какой лес им нужно попасть. Посмотрите, здесь зимний лес, а здесь летний лес. Давайте поможем зайчикам. (В-ль уточняет и показывает летний пейзаж и зимний.)
В-ль: Подойдите сначала девочки и поселите зайчиков в подходящий для них лес, а вы мальчики смотрите внимательно, правильно ли выполнят задание девочки. А теперь - мальчики, а вы девочки смотрите, как справятся с этим заданием мальчики. (по окончании уточнить, выполнено ли задание правильно)
В-ль: Ну что, всем зайчикам помогли? Все так старались, теперь нужно и отдохнуть.
Игра “Зайка беленький сидит”
3. В-ль показывает 2 предметные картинки с контуром серого зайчика на двух столах. (Серый заяц на фоне белого листа.)
В-ль: Ребята, посмотрите, а это кто остался? Зайчики. А какое же сейчас время года? Зима? Какого же цвета должна быть у зайчиков шубка? Белая. Правильно. Наверно, эти зайчики с наступлением зимы не успели сменить свою летнюю шубку на зимнюю. Давайте им поможем, переоденем их.
В-ль: Девочки, подойдите этому столу с красной салфеткой, а мальчики к этому столу с синей салфеткой. (Мальчики садятся за один стол - девочки за другой).
В-ль: Давайте наденем на них белые шубки из этих комочков.
(Дети наклеивают шарики из бумажных салфеток на контур зайчиков.)
Молодцы, теперь у нашего Ушастика появились друзья.
Итог занятия:
В-ль: Вам интересно было сегодня? А что вам понравилось больше всего? Дима, что тебе понравилось больше всего?…Лена, а что тебе понравилось больше всего сегодня?….Правильно, сколько добрых дел мы сделали сегодня. Мы помогли переодеться зайчикам в белые и тёплые шубки, теперь им не страшны дикие животные. И мы с вами теперь знаем, что летом зайчики носят тонкую серую шёрстку, а с приходом зимы меняют её на тёплую белую шубку. Мне очень понравилось, как сегодня отвечала Даша, Петя, Лена. Как Ваня старался правильно рассказать про зайчика. Все были молодцы.
Давайте скажем до свидания нашим гостям.
Тема: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»
НОД с использованием ИКТ
(младший дошкольный возраст)
Направление: Художественно – эстетическое.
Интеграция ОО: Художественное творчество, Познание, Коммуникация.
Цель: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя метод «тычка» жесткой кистью.
Задачи:
- Расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах.
- Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя метод тычка жесткой кистью. Изображать головки цветов и листья одуванчика жесткой кистью не оставляя промежутка между тычками.
- Закреплять рисование мелком контур одуванчика.
- Совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.
- Развивать аккуратность при работе с гуашью.
- Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.
Свернуть/Развернуть
Вид детской деятельности: продуктивная (рисование), игровая, коммуникативная.
Предварительная работа:
- Беседа о весне, о первых весенних цветах;
- знакомство детей с техникой рисования способом тычка;
- заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», рассматривание репродукции картины Левитана И. И.
- «Одуванчики», рассматривание картинок и фотографий с изображением одуванчиков.
Материалы и оборудование:
- гуашь желтого и зелёного цвета;
- кисть с жесткой щетиной, мелки зелёного цвета, светло-зеленый лист бумаги;
- белый лист бумаги;
- салфетка;
- баночка с водой;
- подставка под кисточку.
- Пчёлка – Майя, и пчёлки на каждого ребёнка, сделанные из бросового материала,полянка.
- Мультимедийная презентация к занятию, музыка Моцарт. В. А. «Весна».
Ход НОД:
Дети под музыку входят в группу. Располагаются вокруг воспитателя.
1 часть.
- Сегодня к нам пожаловал необычный гость. А вот чтобы узнать кто это, отгадайте загадку.
МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,
ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ!
РОСТОМ ХОТЬ КРОХА,
УКУСИТ, БУДЕТ ПЛОХО!
- Правильно, пчёлка!
- Здравствуй, пчелка! Её зовут МАЙЯ.
- Пчёлка прилетела рассказать об интересном событии в природе.
2 часть. Основная
Беседа с детьми о весне:
- Ребята, вы слышите, какая красивая звучит музыка. Это звуки пробуждающейся природы.
- Какое время года наступило? (весна).
Правильно. Назовите признаки весны.
Солнце ярко (светит). Снег (тает). Бегут (ручьи). Птицы (прилетают). Дети (пускают кораблики). На деревьях набухают почки и распускаются (листочки). Появляются первые (цветы).
-А Какие вы знаете цветы? (одуванчики, ромашки т.д .)
-А сейчас отгадайте, о каком цветке идёт речь?
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в желтый сарафанчик
Нарядился…..(одуванчик)
- Ребята, посмотрите, у нас на полянке вырос красивый одуванчик.
-Садитесь.
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
-Давайте расскажем пчёлке про наш одуванчик.
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок! (слайд с картинками солнышко, мячик, зайчик, снежинка,пух)
Беседа с детьми о строении цветка.
- Вот такой одуванчик в жёлтом сарафанчике
- Что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок).
-Какого цвета стебель, листья, цветок?
Физ.минутка. -Давайте покажем пчёлке, как он рос.
Игра м\п: «Одуванчик»
Уронило солнце ------------------присели
Лучик золотой.
Вырос одуванчик, --------------медленно встали
Первый, молодой. ------------- медленно подняли руки
У него чудесный --------------- покружились с поднятыми руками
Золотистый цвет.
Он большого солнца ----------очертить руками круг
Маленький портрет.
Чем же этот цветок похож на солнце? (Такой же круглый и желтый). Правильно, этот цветок очень любит солнышко. Посмотрите, как тянуться его головки к солнцу.
Продуктивная деятельность.
- Ой, дети, слышите, кто – то жужжит? Кто это? Оказывается Майя прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. (Внести пчелок на каждого ребёнка)
- Они рано проснулись, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелкам так хочется нектара попробовать. Что же нам делать? Чем мы можем им помочь (Нужно нарисовать одуванчики для всех пчёлок). Хорошо, так и сделаем.
- Возьмите пчёлок и проходите на свои места и рассаживайтесь поудобнее (дети садятся, пчёлок размещают возле себя)
На мольберте: контур одуванчика.
- Посмотрите на мой рисунок, вот так нужно будет изобразить стебель и листья одуванчика. Каким цветом мы будем его изображать? (зелёным)
Обратите внимание на вытянутую форму листьев.
Скажите, чего не хватает у моего одуванчика.(цветов). Каким цветом будем рисовать цветок у одуванчика? (жёлтым). Какой формы (круглой). А чтобы наши одуванчики получились пушистыми, будем рисовать их жёсткой кистью – вот такой, способом тычка.
- Посмотрите, как я буду это делать. Краску на кисть набираю чуть- чуть и аккуратно……. (напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку: так же, как карандаш, тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)
- Давайте попробуем, как мы будем рисовать тычком без краски на пустом листе бумаги.
Использование художественного слова.
Выполнить упражнение – разминку с кисточкой (Дети выполняют движения в соответствии с текстом на маленьком листе бумаги).
Держим кисточку вот так - (Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше ее металлической части).
Это трудно? Нет, пустяк! (Движения кистью руки по тексту).
Держим кисточку вот так!
А потом, а потом (Кисточку держат вертикально).
Кисточка бежит кругом. (Выполняют тычки без краски на листе).
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!
-А сейчас поставьте кисточки в стаканчики, возьмите мелки и начинайте рисовать одуванчик.
Самостоятельная деятельность детей
( Дети рисуют под спокойную музыку)
3 часть. Заключительная
Воспитатель с пчёлкой в руках рассматривает работы детей и говорит:
- Какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе - получится одуванчиковый лужок. (рисунки выкладываются все вместе на «полянке»)
-Давайте сделаем большой-большой круг вокруг наших одуванчиков.
-Для кого мы нарисовали одуванчики?
- Правильно,наши пчелки сядут на него, и будут собирать сладкий нектар!
Анализ.